Снос Bugatti на скорости 400 км в час доказывает, почему рекорды скорости не ставятся на запруженных овалах
27.11.2024
Попытки установить высокоскоростной рекорд - захватывающее зрелище, демонстрирующее производительность автомобиля и инженерные способности производителя, а также проверяющее границы достижимого. В настоящее время несколько производителей пытаются преодолеть отметку в 480 км в час, но одно имя гордо возвышается над остальными как икона скорости: Bugatti.
С начала 1990-х годов Bugatti устанавливает новые стандарты скорости. Модель EB110 достигла нескольких из них, но только после того, как Veyron превысил 400 км/ч с 1 001-сильным квад-турбо двигателем W16, автопроизводитель стал бесспорным королем скорости. С тех пор несколько автопроизводителей стали быстрее, и некоторые рекорды Bugatti могут быть оспорены, но Bugatti всегда будет первой, и с тех пор она продолжает устанавливать рекорд за рекордом.
Но недавно выяснилось, что Bugatti потеряла доступ к принадлежащему VW испытательному центру Ehra Lessien, который был секретным оружием в стремлении производителя к максимальной скорости. Вместо этого ей пришлось устанавливать рекорд максимальной скорости на W16 Mistral на другом объекте в Германии. Это побудило нас изучить места, где могут быть установлены рекорды. В результате мы узнали о попытке Bugatti установить рекорд скорости на кольце Нардо в Италии, которая закончилась аварией на скорости почти 400 км в час, что подчеркивает опасность установления рекордов скорости не на прямых и идеально ровных испытательных площадках.
Авария Veyron со скоростью 400 км в час, о которой Bugatti не говорит
Veyron известен тем, что стал первым серийным автомобилем, преодолевшим отметку в 400 км/ч, сделав это 29 апреля 2005 года. Но это не произошло без всесторонних испытаний, и в ходе одного из них ситуация изменилась в худшую сторону. На кольце Нардо тест-драйв Bugatti Лорис Бикокки разогнал прототип Veyron до скорости 247 миль/ч по кругу испытательного полигона. Но не успел он разогнаться до 400 км/ч, как взорвалась шина, что привело к ужасающей аварии на высокой скорости, в результате которой было повреждено 1800 метров ограждения на полигоне. Примечательно, что Бикокки отделался лишь незначительными травмами.
Bugatti никогда не разглашала подробности этого инцидента публично, но в 2017 году Бикокки дал интервью итальянскому журналисту Давиде Чирони, в котором рассказал о случившемся.
Скоростной взрыв на скорости 400 км в час
Бикокки вспоминает, как проходили испытания в одно из воскресений 2002 или 2003 года. День испытаний начался, как и любой другой, с умеренных и высоких скоростей, чтобы проверить, как ведут себя теплообменники, маслообменники и температура воды на высоких скоростях, на которые был нацелен Veyron. Это была, как говорит Бикокки, "рутина".
"А потом они сказали мне: "Ты можешь проехать круг на ровном месте?"". вспоминает Бикокки. Он выполнил просьбу, проехав полный круг по 12 км петле с прижатой к полу ногой. После того как он проехал один круг на скорости около 400 км в час, его спросили, может ли он сделать два круга подряд в том же направлении по часовой стрелке. Инженеры отметили, что температура все еще растет, и хотели посмотреть, где она достигнет плато. Я ответил: "Два круга - это много, но мы можем попробовать. Давайте сделаем два плоских круга"". Но в конце второго круга все пошло наперекосяк. Бикокки отмечает, что на протяжении двух кругов его скорость колебалась в пределах 390-398 км/ч, а обороты двигателя повышались и понижались примерно на 100 об/мин по мере того, как поверхность трассы менялась под ним.
"В конце 2-го плоского круга, что является чем-то сумасшедшим [...] внезапно, ни с того ни с сего, я услышал небольшой [ноющий звук], а затем БУМ. Я ничего не мог видеть. За несколько мгновений до нулевого километра передняя левая шина взорвалась, прихватив с собой крыло. [...] Когда шина взорвалась, я был в футе от ограждения [...] В мгновение ока, даже не осознавая этого, я врезался в ограждение. От первого удара заднее левое колесо тоже лопнуло. [...] Подвеска сломалась, потому что я так сильно ударился об ограждение" - Лорис Бикокки, бывший гонщик-испытатель Bugatti
С двумя пробитыми шинами и сломанной подвеской неудивительно, что другие системы тоже вышли из строя. Бикокки утверждает, что он пытался затормозить, но педаль не срабатывала - гипотеза заключается в том, что шланги лопнули, когда отказала подвеска, - поэтому он свернул в ограждение, используя трение, чтобы замедлить Veyron. К счастью, это сработало, но в процессе было повреждено более 1800 м ограждения, которое потребовало замены. Счет за ремонт был выставлен Бикокки компанией Nardo Ring, а счет оплатила Bugatti.
Он делал все это вслепую, вспоминая, как удар повредил кузов и помешал обзору через лобовое стекло. "Крыло поднялось и потянуло за собой капот, разбив лобовое стекло", - объясняет Бикокки.
"Передо мной была завеса из крыльев - я до сих пор помню, что они были бежевыми, капот был черным - стекло разлетелось на миллиард осколков, а я ехал со скоростью 395-398 (км/ч), в самом удачном случае - 390".
Как только обломки остановились, различные жидкости, такие как масло, начали дымиться, и дым заполнил кабину через отверстия в брандмауэре, которые инженеры использовали для подключения различного тестового оборудования. Бикокки с трудом выбрался наружу, после чего, по его словам, он ничего не помнит. Но он отмечает, что был удивлен тем, как хорошо конструкция болида выдержала такой удар. Бикокки отделался ушибами, а его шлем ударился о боковое стекло, разбив его вдребезги, но в остальном он был в порядке.
Бикокки не возлагает вину за инцидент полностью на какую-либо сторону, но несколько его наблюдений показывают, почему такая трасса, как кольцо Нардо, может быть отличной для скоростных испытаний, но имеет пределы, за которые не стоит выходить.
Кольцо Нардо и его несквозное банковское обслуживание
Инцидент, о котором шла речь выше, произошел на испытательном треке Pista di Nardò в Южной Италии, известном как Nardo Ring. Трасса имеет форму длинного овала длиной 12 км и известна своими поворотами, позволяющими двигаться на определенных скоростях без необходимости подруливать. Трасса имеет четыре полосы шириной без прямых, и каждая из четырех полос имеет все больший крен, причем внешняя полоса самая крутая - 12 градусов. Благодаря этому у каждой полосы есть "нейтральная скорость", на которой вы можете ехать прямо без необходимости поворачивать руль:
Обычно скорость свыше 240 км в час не допускается для обычных испытаний, хотя она и превышалась по специальным разрешениям, как, например, когда Koenigsegg CCR разогнался до 386 км в час в 2005 году. На момент инцидента с Bugatti кольцо Нардо принадлежало Fiat, но сейчас оно находится в собственности Porsche.
Но хотя вы можете ехать по прямой, природа трассы с креном и центробежные силы, которые она оказывает на автомобиль, означают, что на внешние шины автомобиля действуют большие силы, причем они только увеличиваются по мере роста скорости.
Как отметил Бикокки: "Вы знаете, что трасса Нардо сбалансирована до 240 км/ч. После этого вы начинаете поворачивать, и поворачивать, и поворачивать... На скорости 360 км/ч вам приходится выдерживать силу 0,3-0,35 g, что очень важно. Не так уж полезно держать машину в таком состоянии на протяжении 12 километров". Постоянная нагрузка на внешние шины также приводит к неравномерной температуре слева и справа.
"Это также то, чего не хотят шины, потому что происходит перенос веса с внутренней стороны на внешнюю из-за крена кузова [...], поэтому температура повышается".
Даже при движении по прямой на скорости более 400 км в час шины подвергаются огромным нагрузкам, которые ослабляют их внутреннюю структуру. А если учесть дополнительную нагрузку из стороны в сторону, то трассы с кренами грозят преждевременным разрушением шин, что увеличивает риск при попытке установить скоростной рекорд.
К примеру, во время последнего рекорда Bugatti с W16 Mistral компания Michelin настаивала на замене шин каждые 5 км. Согласно подкасту Top Gear Magazine, шины Michelin, которые использует Bugatti, можно использовать только на скорости 402 км в час в течение 10 км, прежде чем их нужно будет заменить, даже если они выглядят в хорошем состоянии для человеческого глаза.
Еще один элемент, который необходимо учитывать, - это так называемый круг сцепления (также называемый кругом трения или кругом тяги). Шина имеет максимальный уровень силы сцепления, и когда вы пытаетесь смешать линейное и боковое сцепление, вы снижаете ее способность сцепляться с дорогой настолько хорошо, насколько это возможно в любом направлении. Это означает, что вы не можете рассчитывать на такое сцепление при движении по кругу на высокой скорости, что, опять же, увеличивает фактор риска.
Трассы с поворотами позволяют нам достигать высоких скоростей, не нуждаясь в длинных прямых дорогах, но они не идеальны, и их уникальная структура приводит к компромиссам, или, скорее, ограничениям, в отношении того, что может быть достигнуто.
Идеальная установка для рекордов скорости
Итак, если круговые, извилистые трассы годятся только для ограниченного тестирования до определенной скорости, то какова же идеальная дорога или трасса для установления новых рекордов скорости? Теоретически идеальной является прямая дорога (без уклонов и спусков), шириной в несколько полос, с ограждениями для защиты от животных и барьерами для защиты от ветра. Но проблема в том, что при тех скоростях, на которые способны современные гиперкары, нужны дороги длиной в десятки километров, чтобы набрать скорость без необходимости слишком резко ускоряться, а затем снова замедляться максимально безопасным способом.
Когда мы беседовали с основателем и генеральным директором Hennessey Джоном Хеннесси в начале этого года, он сказал нам, что Venom F5 теоретически может разогнаться до 530 км в час, но "чтобы достичь этого, мне понадобится девять или 11 км". Где же вы найдете дорогу такой длины, отвечающую всем вышеупомянутым критериям? "Скорее всего, нам придется выполнять V-max на взлетно-посадочной полосе, длина которой в NASA составляет всего 5 км, так что вы сможете разогнаться только на 4 км, а последний километр вам понадобятся, чтобы замедлиться".
"Поэтому сочетание лучших качеств трассы с поворотом и прямой дороги - это лучшее, что мы можем сделать". Хеннесси сослался на испытательный полигон VW Ehra Lessien, который ранее был доступен Bugatti, как на идеальное место для установления рекордов скорости. Это связано с тем, что трасса позволяет разогнаться до скорости 200 км в час и более еще до выхода на прямую, после чего вы можете пробить ее, набрать максимальную скорость, а затем снизить скорость для следующего участка трассы на несколько км дальше.
Ehra Lessien - не единственный испытательный полигон в мире с подобной конфигурацией, но именно он имеет самую длинную прямую - длиной более 8 км. Автополигон ATP в Папенбурге имеет схожую с Эра-Лессиен конфигурацию, но длина его прямых составляет всего 4 км. За пределами Эра-Лессиена это место кажется следующим лучшим для проведения подобных испытаний, именно поэтому Bugatti провела там испытания W16 Mistral, а также именно здесь Chevrolet Corvette ZR1 развил огромную максимальную скорость в 374 км в час в начале этого года.